Как правильно общаться, чтобы создавать и сохранять отношения

Вы не задумывались о том, что мы получаем от других людей уважение, любовь, дружбу, деньги, почёт в первую очередь, благодаря умению общаться. Люди — существа социальные, и постоянно приходится договариваться друг с другом для взаимодействия. А вот навыку, как правильно общаться, детей не учат. Если ребёнку повезло, и в семье были развиты коммуникативные навыки, то он их просто копирует и воспроизводит во взрослой жизни. А, если не повезло?

дети копируют стиль общения взрослых

дети копируют стиль общения взрослых

Казалось бы, ну что проще выразить свою мысль? Но нет! Сколько у вас в жизни было ситуаций, когда вы хотели сказать одно, а вас поняли по-другому или вообще не поняли? Ведь один и тот же текст может быть произнесён с разными интонациями и с различной пластикой. При этом он может иметь абсолютно разные смыслы, вплоть до противоположного. К примеру, в одном случае фраза может прозвучать, как комплимент, а в другом, как ирония и насмешка.

Поэтому для результативного общения, когда одна сторона использует средства донесения своей идеи, а другая демонстрирует понимание этой идеи,  нужно освоить коммуникационные навыки. Что относится к этим навыкам? Это комбинация приёмов и умений, среди которых:

  1. Вежливое установление контакта (без междометия «Эй!» и фраз «А ну-ка», «Давай-ка». Даже слово «Здравствуйте!» можно произнести по-разному).
  2. Умение управлять эмоциями и подстраивать своё состояние под чувства собеседника. Выражать эмоции мимикой и движениями.
  3. Вовлечено слушать, не отвлекаясь и не перебивая.
  4. Умение строить связный, последовательный рассказ.
  5. Задавать собеседнику уточняющие вопросы, чтобы не понять превратно его сообщение.

 

Сложные отношения и конфликты проистекают от незнания как общаться

Давайте разбираться какие ошибки в общении ведут к осложнению и разрыву отношений в первую очередь. Супружеские отношения между людьми, которые друг другу не родственники, можно назвать наиболее долгосрочными. Именно поэтому Джон Котман — американский психолог, исследовал причины развода. Ведь понятно же, что никто не женится и не выходит замуж, чтобы развестись, но почему-то браки часто распадаются.

И знаете, что Джон Котман выяснил? Главная причина разводов — это поведенческие коммуникативные ошибки.

Вот 3 самых распространённых:

  1. Критика. Она, как известно может быть конструктивной, развивающей, может помогать человеку становиться лучше при определённых условиях. Но… деструктивная критика часто обижает человека и  никак не помогает исправить конкретную ошибку. Так есть ли в ней смысл?
  2. Оскорбление — умышленное унижение чести и достоинства личности. Если критика — это указание на конкретные действительно реальные ошибки, то оскорбления  иррациональны. Причем, оно бывает не только устным, но и письменным, и даже деятельным (пощечина, хлопанье дверью, непристойный жест и т.д.).
  3. Замалчивание. Заметание проблемы под ковёр, когда человек в течение долгого времени накапливает злость, обиду, раздражение не приводит к сохранению отношений. Отказ от искреннего общения — это тоже коммуникация, которая имеет тенденцию обрастать неверными догадками и фантастичными додумываниями, что приводит к катастрофическим последствиям в отношениях.

 

Как правильно общаться с людьми: 4 беспроигрышных приема

Первый прием.

Всегда используйте невербальные способы выразить своё дружелюбие. Демонстрируйте свою открытость — делитесь с людьми своей улыбкой и, как поётся в детской песенке, «она еще не раз к тебе вернется». Смотрите людям в глаза, не прячьте взгляд — это способствует успешному общению. В дружеской компании не стесняйтесь рукопожатий и объятий. Передавайте людям свои позитивные эмоции с помощью мимики и жестов.

Второй прием.

Когда вы хотите скорректировать действия других людей, старайтесь не замечания им делать или выражать недовольство. Гораздо лучше сказать что вы при этом чувствуете, к примеру:

  • ой, я что-то запуталась в твоих высказываниях;
  • мне как-то не по себе от твоих идей;
  • что-то я чувствую себя лишней на этом празднике жизни;
  • я чувствую себя неловко от того, что ты делаешь.

Такого рода высказывания, как правило, останавливают нежелательные действия. При этом, не являются поводом для конфликта.

Третий прием.

Старайтесь всегда быть понятным: не мудрите и не прячьте смысл за сложными метафорами. Помните, что намёки всегда предполагают вариативность понимания вплоть до противоположного. Не нужно разбрасываться терминами для того, чтобы произвести впечатление компетентного человека. Однако, чтобы не обижать людей прямыми высказываниями — овладейте искусством использования эвфемизмов. Эвфемизм – это замена грубых, неприличных или неуместных в данном контексте выражений нейтральными словами или словосочетаниями (пьяный — мужчина «под шафэ», злая — строгая, толстая — роскошных форм дама, взятка — благодарность и т.п.).

Четвёртый прием, скорее несколько советов от «бывалого»

  • Говорите достаточно громко и четко, чтобы вас не приходилось переспрашивать.
  • Изменяйте интонацию голоса, тогда речь ваша не будет монотонной и это скажется позитивно на любом диалоге.
  • Проявляйте искренний интерес к собеседнику, задавайте ему вопросы.
  • Никогда не спорьте!  В споре нет победителей, всё равно каждый остается при своем мнении, но услышать противоположное мнение стоит.